14-й Международный семинар

«Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад»

Сессия 1

Круглый стол в Принстонской публичной библиотеке и библиотеке Принстонского университета

 

Организаторы:

ГПНТБ России, Москва
Публичная библиотека г. Принстон

Библиотека им Файерстоуна Принстонского университета

 Место проведения:

Публичная библиотека г. Принстон и Библиотека им Файерстоуна Принстонского университета, г. Принстон, шт. Нью-Джерси

 

Среда, 10 октября 2012, 12:00–17:30

Рабочий язык: английский

Ведущие:

Шрайберг Я. Л., генеральный директор ГПНТБ России, Москва, Россия

Морис Фридман,директор публичной библиотеки г. Ниак, издатель *N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian, the‘how I run my library good’SM; Президент Американской библиотечной ассоциации в 2002-2003 гг., Маунт Киско, Нью-Йорк, США

Лесли Бургер, директор Принстонской публичной библиотеки, Принстон, Нью-Джерси, США

Марвин Белавски, заместитель директора библиотек Принстонского университета

 

Часть I

 

  • роль публичных библиотек в России и США;
  • достижения публичной библиотеки Принстона в выполнении и перевыполнении своих функций;
  • фактическая информация о населении Принстона, обслуживаемом библиотекой – состав населения, операционный бюджет, налоговые послабления и вклад частных лиц, расходы на душу населения, материальный бюджет, количество посещений в год, количество выдач в год;
  • отличия библиотеки Принстона от других публичных библиотек – активность населения с одной стороны и активная работа библиотеки с населением с другой, готовность библиотеки настраиваться на разные стили обучения, способность воспринимать изменения, финансирование инноваций, поддержка населением проектов библиотеки;
  • изменение роли библиотек в удовлетворении информационных потребностей населения – переход от транзакционного подхода к обслуживанию к коллаборационному, перемены в закупке фондов, изменения в штате ради обеспечения новых нужд – больше нужна помощь в работе с новыми технологиями, соединение людей с необходимой им информацией, персональная помощь;
  • технология в публичных библиотеках – что нового? Лаборатория компьютеров Mac, macbookprocart, увеличение количества беспроводных устройств и соответственно уменьшение количества настольных компьютеров; мобильные приложения, веб-сайт, цифровой контент;
  • программы для населения – количество, масштаб и посещаемость; как программы помогают библиотеке выполнять ее миссию;
  • распространение информации о проектах библиотеки – личные контакты, электронный бюллетень, twitter, Facebook, блог, веб-сайт, реклама;
  • самостоятельность принятия решений руководством библиотеки или необходимость получения согласований;
  • вопросы и ответы.

 

Часть II

 

  • роль научных и университетских библиотек в России и США;
  • библиотечное обслуживание при проведении научной работы преподавателями, научными работниками и студентами;
  • роль технологий в поддержке научной работы;
  • важность традиционных, физических библиотек в университетской среде;
  • изменения в комплектовании фондов;
  • вопросы авторского права и принципа добросовестного использования в библиотеках;
  • вопросы и ответы.

 

 

14-й Международный семинар

«Электронные ресурсы и международный информационный обмен: Восток — Запад»

Сессия 2

Современное профессиональное образование: роль библиотек

Место проведения:

Американские советы по международному
образованию (American Councils for International Education)
1828 L Street, N.W., Suite 1200, Washington, DC

Конференц-зал на 11 этаже

Пятница, 12 октября 2012 г.

Рабочие языки: русский, английский

 

9:30–10:00     Регистрация и кофе

10:00–13:00   Рабочая программа

Приветствия

Лиса Чоут, вице-президент Американских советов по международному образованию, Вашингтон, округ Колумбия, США

Шрайберг Я. Л., генеральный директор ГПНТБ России, Москва, Россия

 

1. Международные образовательные программы Американских советов по международному образованию

 Лиса Чоут, вице-президент Американских советов по международному образованию, Вашингтон, округ Колумбия, США

2. Новые проекты российских библиотек для поддержки современного образования

Шрайберг Я. Л.,генеральный директор ГПНТБ России, Москва, Россия

3. Международные программы обмена Мэрилендского университета: Россия-2012

Елена Лакерт, руководитель отдела гуманитарных и общественных наук библиотеки, главный библиотекарь по славянским фондам, историческим исследованиям и иудаике Мэрилендского университета, Колледж Парк, Мэриленд, США

4. Влияние электронных книг на традиционное библиотечное обслуживание - сейчас и в будущем

Эрнест Диматтиа, президент Публичной библиотеки им. Фергюсона, Стэмфорд, Коннектикут, США

 

5. Деятельность мемориальной библиотеки на примере московского «Дома Гоголя»

Викулова В.П., директор мемориального музея и научной библиотеки «Дом Гоголя», Москва, Россия

 

Дискуссия с участием: Александра Белинского, патентного эксперта, Вашингтон, США, Галины Теверовски и Марины Коренберг, специалистов Библиотеки Конгресса США и российских участников

 Подведение итогов

  Шрайберг Я. Л., генеральный директор ГПНТБ России, Москва, Россия

Лиса Чоут , вице-президент Американских советов по международному образованию, Вашингтон, округ Колумбия, США

 

 

14-й Международный семинар

«Электронные ресурсы и международный информационный обмен: Восток — Запад»

Сессия 3


 «Цифровые ресурсы в современных образовательных технологиях»

Место и время проведения:

Научная библиотека им. Ч. Янга и Банче-Холл
Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA)

Понедельник 15 октября 2012 г.

Рабочий язык: английский

 

8:15–9:00       Регистрация

9:00–9:45

Введение и Digital Commons
Гари Стронг,
директор библиотек Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе

9:45–10:00     Перерыв

10:00–10:45    Теория и практика создания библиотечного пространства цифровых технологий Digital Commons
Зои Боровски, библиотекарь цифровых фондов Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе

 

10:45–11:15    Политика формирования ресурсов библиотек
Сюзан Паркер
и Тодд Граппоне, заместители директора библиотек Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе

11:15–12:00    Центр UCLA по гуманитарным исследованиям в цифровом формате

Аннель Рагг, директор Центра Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе

12:00–13:30   Перерыв

 

13:30–15:00    Цифровая библиотека UCLA: архив карт и специальных коллекций
Хэзер Бристон и Дженнифер Уэйнтрауб, руководители направлений Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе

 

15:00–15:15   Перерыв

 

15:15–16:00    Проект «Вдали от Москвы» http://www.farfrommoscow.com/
Дэвид МакФадьен, профессор сравнительной литературы и музыковедения Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе

 

16:00–16:45    Русские дореволюционные сатирические журналы

http://dotsx2.usc.edu:3006/rsj/home

Маркус Левитт, профессор славянских языков и литературы, Университет Южной Калифорнии

 

16:45–17:00   Подведение итогов

Шрайберг Я. Л., генеральный директор ГПНТБ России, Москва, Россия

Маргарита Нафпактитис, руководитель отдела литературы на славянских языках Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе

 

 

 

 

ОТЧЕТ

Об участии специалистов ГПНТБ России в ежегодных
профессиональных библиотечно-информационных мероприятиях
«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США»

7-22 октября 2012 г.

 

 

Группа специалистов ГПНТБ России в составе генерального директора Шрайберга Я.Л. (руководитель делегации), заместителя генерального директора по общим вопросам Лекомцева В.С., директора Центра развития и поддержки Интернет-технологий ГПНТБ России Гончарова М.В., главного специалиста, помощника генерального директора по международному сотрудничеству Волковой К.Ю., директора ЦИК Панычевой М.В. была командирована в США для участия в ежегодных профессиональных библиотечно-информационных мероприятиях «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США», прошедших 7-22 октября 2012 г. в рамках Ежегодных профессиональных мероприятий Международного библиотечного информационного и аналитического центра (МБИАЦ) и плана загранкомандировок ГПНТБ России. Координатор мероприятий 2012 г. – Волкова К.Ю.


Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) и МБИАЦ в четырнадцатый раз организуют эту профессиональную библиотечно-информационную программу, в которой принимают участие специалисты и руководители организаций и ведомств науки, культуры и образования России и стран СНГ. Научным руководителем программы является доктор технических наук, профессор Я.Л. Шрайберг.


Программа мероприятий в 2012 г. состояла из трех тематических сессий ежегодного международного семинара "Электронные ресурсы и международный информационный обмен: Восток — Запад", специальных программ в крупнейших библиотеках, университетах и компаниях США, а также встреч и бесед с ведущими специалистами библиотечно-информационного и образовательного профиля, руководителями библиотек и учебных заведений.
Организация профессиональных мероприятий на высоком уровне, хорошая международная репутация, которую заработала ГПНТБ России, постоянные профессиональные контакты с зарубежными партнерами позволяют нам вырабатывать и проводить каждый раз новую программу, насыщенную самыми передовыми и инновационными идеями, тенденциями и технологиями, благодаря чему деятельность библиотек обогащается новыми подходами, решениями и направлениями развития.

С 7 по 9 октября специалисты ГПНТБ России работали в Нью-Йорке.
Профессиональная программа в Колумбийском университете

Колумбийский университет (Columbia University) – один из лучших университетов США, первый университет Нью-Йорка и один из восьми старейших американских университетов, входящих в престижную «Лигу плюща». «Лига плюща» – собирательное название восьми частных американских университетов, расположенных на северо-востоке США. Это Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Принстонский, Корнелльский и Пенсильванский университеты, университет Брауна и Дартмутский колледж. Семь из восьми университетов были основаны королевскими хартиями еще в британский колониальный период, до Американской революции, и название (происходящее от побегов плюща, обвивающих старые здания в этих университетах), подчеркивает их возраст. Название «Лига плюща» является символом высокого качества образования, строгого отбора студентов и престижа. Университеты «Лиги плюща» регулярно фигурируют в рейтингах лучших университетов мира. Все восемь университетов ведут серьезные научные исследования.
Одним из президентов Колумбийского университета был Николас Батлер (Nicholas Butler). Во время его руководства (1902 1945) университет стал национальным центром инноваций в области образования и организации учебного процесса, причем большие успехи были достигнуты в преподавании как гуманитарных, так и естественных дисциплин. Именем Николаса Батлера названа главная библиотека университета – там проходила одна из конференций Колумбийского университета, организованная совместно с ГПНТБ России. После Второй мировой войны, в 1946 году, появилась Школа международных отношений (ныне School of International and Public Affairs). В ней состоялись три другие совместные конференции Колумбийского университета и ГПНТБ России.
Программа визита наших сотрудников в этом году была организована вице-президентом Колумбийского университета, директором библиотек г-ном Джеймсом Нилом, а провел ее г-н Роберт Дэвис, специалист по российским, евразийским и восточно-европейским фондам Колумбийского и Корнелльского университетов.
Библиотека университета имеет 10,4 млн томов, что очень много для библиотеки учебного заведения, более 100 000 текущих периодических изданий, огромную коллекцию электронных ресурсов, а также рукописи, редкие книги, ее посещают более 3 млн человек в год. В университете, на самом деле, 22 библиотеки, обслуживающие различные факультеты и исследовательские центры, но все они интегрированы в научную библиотеку высокого уровня, одну из пяти лучших в США.
Библиотека позиционируется как объединяющее пространство, где сотрудники и студенты могут вести научную работу, знакомиться с информационными технологиями и использовать их, заниматься учебой, привлекая богатые ресурсы библиотеки.
Это новая тенденция американских библиотек, которая усиленно развивается последние один или два года и подкрепляется технологическими, эргономическими, архитектурными и эстетическими решениями. Интересно, что хотя библиотеки такого мощного университета, как Колумбийский, имеют все лучшие и новейшие печатные и электронные ресурсы для учебы и исследовательской деятельности, они удачно интегрированы в традиционную архитектурную и интерьерную среду университетской готики, не конфликтуя, но обогащая ее.
Библиотека является научным, культурным и архитектурным центром университета. В ее главном здании по традиции ежегодно вручаются литературные Пулитцеровские премии. В библиотеке хранится архив Бахметьева - одна из крупнейших в США российских и восточноевропейских коллекций по истории и культуре.

 

 IMG 1250

В помещении научной библиотеки Колумбийского университета.
На втором этаже видны боксы для индивидуальной и групповой работы студентов

 

Группе была предоставлена возможность ознакомиться с рядом библиотек университета: библиотекой им. Батлера по общественным и гумантирным наукам, по естественным наукам, по химии, биологии и наукам о жизни, по архитектуре.
Обсуждались вопросы координации комплектования университетских библиотек, использования агрегированного доступа к электронным ресурсам, вопросы сохранности ресурсов, в т.ч. обеспечения их безопасности. Г-н Роберт Дэвис, один из лучших библиотечных специалистов США, получил приглашение участвовать в Крымской конференции. Колумбийскому университету были переданы информационные материалы, освещающие деятельность ГПНТБ России.

 

Мероприятия программы в университете Ситон Холл
Саус-Оранж, штат Нью-Джерси

 10 октября делегация посетила университет Ситон Холл, связанный с ГПНТБ России долгосрочным двусторонним проектом «Русская библиотека в Америке». Этот университет известен своей сильной программой изучения русского языка, и его библиотека обслуживает не только студентов, преподавателей и сотрудников, но и большую русскоговорящую диаспору штата Нью-Джерси. Интерес к литературе на русском языке усиливается вследствие наличия в университете дипломатического факультета. Выполняя задачу по пропаганде российской науки и культуры, ГПНТБ России предоставляет библиотеке университета свои печатные издания, издания партнеров, а также диски CD-ROM с информационными ресурсами, отражающими историю и достижения российской науки.
Нашу делегацию приветствовали новый декан библиотек университета Ситон Холл д-р Джон Бушман (John Buschman), заведующий кафедрой истории профессор Натаниэл Найт (Nathaniel Knight) и руководитель отдела славянских фондов библиотеки профессор Марта Дейруп (Marta Deyrup). В своем выступлении д-р Бушман поблагодарил Я.Л. Шрайберга и его коллег за неоценимый вклад в пополнение и развитие русской коллекции книг в университете Ситон Холл, а также выразил надежду на продолжение сотрудничества с ГПНТБ России и МБИАЦ.
«Русская библиотека в Америке» – уникальная для США библиотека, созданная по инициативе и средствами МБИАЦ при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Издания, включенные в фонд «Русской библиотеки» представляют неоспоримый интерес не только для русской диаспоры в США, но и для американской публики, интересующейся проблемами российских регионов. Работа над созданием библиотеки началась в 1999 г.
Основу библиотечного фонда составляют публикации, характеризующие современный облик российских регионов, кардинально отличающие «Русскую библиотеку в Америке» от большинства американских библиотек, имеющих русскоязычные коллекции. Эта библиотека представляет собой собрание российских региональных изданий по вопросам законодательства, историко-культурного наследия, краеведения, этнографии, религии и другим аспектам, которые могут дать полное и всеобъемлющее представление о российских регионах.
По сути «Русская библиотека в Америке» явилась первой подобной библиотекой за рубежом. Функционирование «Русской библиотеки в Америке» планировалась как работа самостоятельной библиотеки или самостоятельного подразделения внутри существующей библиотеки или информационного центра. Начался поиск организации, которая смогла бы сохранить «Русскую библиотеку в Америке» отдельной коллекцией, и разумеется, ГПНТБ обратилась в российские организации, представляющие русскую культуру и литературу за рубежом, однако они, к сожалению, не выразили готовности принять у себя коллекцию. В 2005 г. библиотека Уолша университета Ситон Холл, г. Саус-Оранж, Нью-Джерси проявила заинтересованность. Библиотека Уолша уже имела итальянскую и французскую коллекции и давно хотела открыть у себя русскую библиотеку, так как в университете развиты и популярны «русские программы» для студентов, а в г. Саус-Оранж – большая русскоговорящая диаспора, которая также может пользоваться Русской библиотекой в университете Ситон-Холл.
Официальное открытие «Русской библиотеки в Америке» состоялось в библиотеке Уолша университета Ситон Холл в марте 2007 г. во время проведения традиционного семинара. В библиотеку Уолша переданы более 1100 экземпляров книг и компакт-дисков, которые составили основу Русской библиотеки в университете Ситон Холл. ГПНТБ России и МБИАЦ продолжают пополнять фонды специализированной библиотеки российских региональных изданий в США на базе библиотеки университета Ситон Холл. Во время последнего посещения в фонд библиотеки было передано более 40 наименований книг по профилю и дисков CD-ROM с информационными ресурсами по российской науке. По окончании встречи с руководством библиотеки заведующий кафедрой истории г-н Найт и г-жа Дейруп познакомили участников российской делегации с фондами библиотеки и коллекцией «Русской библиотеки».

 

 IMG 1372

Н.Найт, К.Волкова, Я.Шрайберг и Дж.Бушман во время рабочей встречи

 

 

Мероприятия программы в публичной библиотеке Принстона и библиотеках Принстонского университета
г. Принстон, штат Нью-Джерси

 

В рамках четырнадцатого международного семинара «Электронные ресурсы и международный информационный обмен» была проведена программа, объединившая специалистов публичной библиотеки Принстона и библиотек Принстонского университета. Первая половина дня была посвящена проблемам и решениям для публичных библиотек и включала круглый стол, дискуссию и подробный тур по публичной библиотеке Принстона. Программа была организована ГПНТБ России и ILIAC совместно с директором публичной библиотеки Принстона г-жой Лесли Бургер (Leslie Burger) и директором публичной библиотеки г. Ниак д-ром Морисом Фридманом (Maurice Freedman). Оба специалиста являются бывшими президентами Американской библиотечной ассоциации, с которой ГПНТБ России многие годы поддерживает профессиональные связи. Публичная библиотека Принстона была рекомендована нам как особенная библиотека, директор которой, обладающая невероятной энергией и смелым практическим подходом, обеспечила высочайший, идущий в ногу со временем уровень обслуживания читателей, применение всех лучших и передовых технологий, актуальный и релевантный фонд, умелую организацию пространства и сочетание различных функций: информационной, обучающей, развивающей и развлекающей.

 IMG 1552

 

Один из ведущих круглого стола в публичной библиотеке Принстона д-р Морис Фридман

 

 Принимали нашу группу и вели программу директор библиотеки г-жа Лесли Бургер (президент ALA в 2006-2007 гг.) и ее заместитель г-н Питер Бромберг. На круглом столе обсуждались вопросы роли публичных библиотек в России и США в наше высокотехнологичное время, когда огромные массивы информации доступны в Интернете и пользователям, как кажется на поверхности, нет нужды приходить в библиотеку, а также концепция и реализация современной библиотеки. Отмечался переход от традиционного подхода к обслуживанию (транзакционного, когда библиотека обрабатывала конкретный информационный запрос пользователя) к коллаборационному, когда поиск информации происходит в сотрудничестве читателя и библиотекаря. Высокий интеллектуальный уровень, мобильность и активность читателей побудила библиотеку сменить технологический парк – были закуплены ноутбуки Macintosh, в штат приняты консультанты по современным технологиям, во всем помещении библиотеки имеется беспроводной доступ, и читатели, предпочитающие сидеть с ноутбуком на коленях, а не за столом, получили такую возможность. Большим спросом пользуются цифровые ресурсы, и в комплектовании фондов на них делается акцент при одновременном сокращении источников на бумажных носителях. Здесь следует напомнить, что это публичная городская библиотека, и она не несет обязанность сохранения всей полноты информации, как научные, исследовательские или национальные библиотеки. Среди цифровых ресурсов – электронные базы данных и другие онлайновые источники для проведения исследований, коллекции электронных книг, аудиокниг, цифровой музыки, кино, системы обучения языкам. Большинство ресурсов доступны не только в стенах библиотеки, но и дома при наличии читательского билета. Интересный момент при обслуживании читателей электронными книгами: их можно или скачать на свои компьютеры PC или Mac или же перевести в формат для распространенных ридеров и планшетов - Kindle, Nook, Sony, iPad и iPod Touch. Взаимодействие читателей с библиотекарями возможно лично, по телефону, по электронной почте, через средства мгновенного обмена сообщениями, через службу «Спроси библиотекаря», ставшую неотъемлемой чертой многих американских библиотек. В библиотеке проводится огромное количество обучающих программ, занятий с детьми и школьниками, классов для взрослых, чтений, лекций, семинаров писателей, обсуждений вопросов, важных для местного населения. В библиотеке проходят концерты и кинопросмотры, имеется высококачественная коллекция музыкальных и кинозаписей. Многие из решений публичной библиотеки Принстона впоследствии стали моделью для библиотек страны. В частности, это кинофестивали. В Принстонской библиотеке их два – фестиваль фильмов в защиту окружающей среды и фестиваль кино – и видеофильмов студентов Принстонского университета. Библиотека превратилась в гостиную города. Библиотека является членом нескольких высококлассных музеев и художественных галерей, что позволяет читателям получить в них пропуск. Отмечалась активность местного населения и их желание помочь библиотеке. Местные писатели, научные деятели выступают бесплатно, очень распространено волонтерское движение «Друзья библиотеки», нередки частные пожертвования. При том, что в основном библиотека финансируется за счет города, ее руководство имеет полную свободу в комплектовании фондов, главное – она должна исполнять свою миссию обслуживания населения.

 

 

 IMG 1589

 

 

Директор публичной библиотеки Принстона г-жа Лесли Бургер рассказывает о своей библиотеке по окончании первой части круглого стола

 

 

Вторая половина дня была посвящена проблемам и решениям для научных библиотек и проведена в библиотеках Принстонского университета.
Принстонский университет (Princeton University) – частный университет, один из старейших и известнейших университетов в США. Входит в Лигу плюща и является одним из самых престижных вузов страны. С 2001 по 2010 годы Принстонский университет занимал или первое, или второе места в национальных рейтингах университетов, в 2010 году разделил первое место с Гарвардом. В различных мировых рейтингах Принстону отводят пятое-восьмое место.
Принстонский университет состоит из Принстонского колледжа, магистратур и исследовательских центров. Готовит студентов в области гуманитарных, общественных, естественных наук и инженерного дела. Имеет тесные связи с Институтом перспективных исследований (Institute for Advanced Study). В структуру университета входят Школа общественных и международных отношений имени Вудро Вильсона (The Woodrow Wilson School of Public and International Affairs), художественный музей и музей естественной истории, а также библиотека имени Харви С. Файрстоуна (The Harvey S. Firestone Memorial Library), одна из крупнейших библиотек в мире.
Несмотря на то, что в Принстонском университете учатся 2500 аспирантов, главным приоритетом университета является обучение студентов. Образование в Принстоне — это уникальное сочетание искусств и наук, ориентированное на развитие исследовательских способностей. В Принстоне каждый студент получает действительно разностороннее образование. Студенты Принстона могут получить диплом бакалавра искусств (A.B.) или диплом бакалавра наук в инженерном деле (Bachelor of Science in Engineering, B.S.E.). Несмотря на то, что каждый факультет имеет свои собственные требования, все студенты должны прослушать определенное количество курсов, которые выходят за рамки их узкой специализации и позволяют получить универсальные знания и навыки. Таким образом, все студенты должны прослушать минимальное количество курсов в следующих областях: литература и искусство, история, социология, эпистемология и когнитивность, этика и мораль, естествознание, наука и технология. Студенты также должны изучать иностранный язык в течение трех или четырёх семестров и прослушать семинар по писательскому мастерству.
Библиотеки Принстонского университета. Комплекс университетских книгохранилищ располагает более чем одиннадцатью миллионами наименований, включая более семи миллионов книг. Главной библиотекой университета является Мемориальная Библиотека имени Харви С. Файрстоуна (The Harvey S. Firestone Memorial Library). В Библиотеке Файрстоуна и десяти специализированных библиотеках Принстонского университета на 2010 год содержится 7,2 миллиона книг, что делает её одной из самых крупных университетских библиотек в мире и одной из самых больших библиотек с открытым доступом. Кроме Библиотеки Файрстоуна, целый ряд отдельных библиотек посвящён многим отдельным дисциплинам, включая архитектуру, историю искусств, исследования Восточной Азии, машиностроение, геологию, международные отношения и государственную политику, исследования Ближнего Востока и психологию. Студенты ряда факультетов, занимающиеся на четвёртом, выпускном, курсе и работающие над дипломными работами, могут зарезервировать для себя боксы для индивидуальной научной работы в главной библиотеке. В феврале 2007 года библиотека Принстонского университета стала двенадцатым ведущим библиотечным комплексом, присоединившимся к амбициозному проекту компании Google – Google Books, цель которого – сделать доступными для пользователей сети Интернет величайшие шедевры мировой литературы путём их сканирования и выгрузки в Интернет.
Принимали нашу группу и вели программу заместитель директора библиотек университета г-н Марвин Белавски (Marvin Bielawski), директор научно-технической библиотеки г-жа Энн Лэнгли (Anne Langley), помощник директора библиотек университета г-жа Патрисия Гаспари-Бриджес (Patricia Gaspari-Bridges), старший библиограф по гуманитарным и социальным наукам Мэри Джордж (Mary George).

 

 IMG 1631

 

 

Заместитель директора библиотек Принстонского университета г-н Марвин Белавски и генеральный директор ГПНТБ России Я.Л.Шрайберг перед началом заседания.

 

 Рассматривались вопросы роли научных и университетских библиотек в России и США, особенностей библиотечного обслуживания при проведении научной работы преподавателями, научными работниками и студентами, роли технологий в поддержке научной работы, изменения в комплектовании фондов и соотношения печатных и электронных ресурсов, важности традиционных библиотек в университетской среде, а также вопросы авторского права и принципа добросовестного использования в библиотеках. Отмечалось, что для помощи в поиске информации при проведении научных исследований библиотека содержит в штате специалистов-консультантов по 87 направлениям. Предпочтения преподавателей и студентов в отношении печатных / электронных материалов учитываются при комплектовании. В частности, было выявлено, что студенты и специалисты гуманитарных направлений предпочитают печатные материалы, а специалисты технических направлений – электронные, за исключением математиков, которые во вкусах оказались схожи с гуманитариями.
Университетская карточка – электронный студенческий билет, снабженный штрих-кодом, – служит также и читательским билетом, который дает возможность пользоваться библиотеками на кампусе университета, брать на дом книги, использовать все виды электронных библиотечных услуг. Постоянно совершенствуемая поисковая система университета дает доступ к главному электронному каталогу, различным базам данных статей и цифровым репозиториям. Главный электронный каталог содержит библиографические записи на книги, журналы, газеты, видео и аудиозаписи, независимо от формата. Большинство электронных ресурсов доступны непосредственно из каталога.
После его окончания нам была предоставлена возможность посетить все библиотеки университета, которые вызвали особенный интерес делегации, в первую очередь, библиотеку им. Файерстоуна и научно-техническую библиотеку.

 

 IMG 1649

 

Знакомство с коллекциями библиотеки им. Файерстоуна

 

 

Мероприятия программы в Библиотеке Конгресса США
Вашингтон, округ Колумбия

 

 

11 октября в Вашингтоне для группы была организована специальная программа в Библиотеке Конгресса США и семинар под названием «Новейшие цифровые проекты и модернизация веб-сайта Библиотеки Конгресса США». Мероприятия в Библиотеке Конгресса – давняя традиция американских семинаров, но программа каждый раз готовится новая.
В начале программы состоялся ознакомительный тур по главному зданию Библиотеки Конгресса США. Библиотека размещена в трех зданиях, расположенных на расстоянии несколько сотен метров. Первое носит имя президента Томаса Джефферсона (1892 г). Здесь можно познакомиться с подлинными сокровищами, такими как "Библия" Гутенберга. Главный читальный зал рассчитан на 236 читательских мест; компьютерный каталожный центр – 58 терминалов с принтерами. В библиотеке, сменяя друг друга, проходят выставки наиболее интересных экспонатов. В фондах – около 140 млн. единиц хранения на 470 живых и мертвых языках, в том числе более 30 млн. книг, 61 млн. рукописей, 5 млн. карт и атласов. Библиотека Конгресса хранит кинофильмы, радио и телевизионные передачи в записях. Одна только историческая коллекция «Память Америки» содержит более 13 млн. цифровых файлов. Постоянный штат Библиотеки Конгресса - 3700 человек.
Делегация смогла ознакомиться с обновленной экспозицией «Память Америки», сначала физической выставкой, а затем и ее виртуальной, цифровой версией. С недавнего времени в постоянной экспозиции Библиотеки Конгресса США выставлена карта с первым упоминанием Америки – ее называют «свидетельством о рождении Америки». На карте, созданной Мартином Вальдземюллером (Martin Waldseemueller) в 1507 г., впервые изображено Западное побережье, отделенное океаном от Восточного. Историков удивляет точность 500-летней карты: 80% информации на карте верны и точны. Это объясняется тем, что Вальдземюллер использовал информацию, полученную в ходе морских походов Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Хотя тираж карты составил 500 экземпляров, однако до наших времен дошла лишь одна копия, сохранившаяся в библиотеке немецкого княжества и купленная Конгрессом США по настоянию директора Библиотеки Конгресса США д-ра Джеймса Биллингтона.
Еще одно новшество Библиотеки Конгресса США - «Паспорт знаний». Выполненный в компактной и привлекательной форме, паспорт позволяет интегрировать физическое посещение библиотеки с онлайновым опытом использования ее ресурсов. Каждый паспорт имеет уникальный штрих-код, который привязывает его к персонализированному аккаунту интерактивного веб-сайта myLOC.gov, компаньона сайта библиотеки. Расположенные в стенах библиотеки станции дают возможность формировать и записывать в паспорт свою личную коллекцию из богатейших фондов Библиотеки Конгресса США для дальнейшего использования дома или в учебном классе. Записываемые цифровые файлы имеют высокое разрешение, часто превышающее поддерживаемое в настоящий момент на сайте, в особенности для коллекций, оцифрованные многие годы и даже десятилетия назад. Библиотека Конгресса США обладает огромными фондами высокой культурной и образовательной значимости, и использование подобных новшеств повышает степень использования ресурсов.

 

Семинар был посвящен новым проектам и инициативам в области цифровых ресурсов. Библиотека Конгресса оцифровала свои ресурсы так давно, что настала пора их модернизировать. Назрела необходимость апгрейда веб-сайта для обеспечения доступа к его контенту с мобильных устройств, размещения новых приложений, использования новых графических возможностей, в т.ч. более высокого разрешения или иных параметров качества отсканированных материалов.

 

 IMG 1806

 

Презентация г-на Стива Пуглиа во время семинара в Библиотеке Конгресса США

 

В семинаре приняли участие: Джим Караманис (Jim Karamanis), руководитель Web-службы, Билл Келлум (Bill Kellum), супервизор по информационным технологиям офиса стратегических инициатив и Стив Пуглиа (Steve Puglia), менеджер конверсионной службы проектов оцифровки. Специалисты рассказали нашей делегации о роли Библиотеки Конгресса США в проекте Federal Agencies Digitization Guidelines Initiative (FADGI, 2007) - инициативе федеральных организаций США по выработке общих принципов, методов и практических шагов по устойчивой оцифровке материалов, представляющих историческую ценность. В рамках данного проекта созданы две рабочие группы: по неподвижным изображениям и по аудиовизуальным материалам. Разработано руководство по сканированию и оцифровке материалов различного типа и программное обеспечение для проверки качества полученного результата. Руководство представляет собой рекомендации ведущих институтов США для библиотек различного масштаба, музеев и иных организаций, осуществляющих проекты оцифровки своих фондов. Цель создания руководства – сохранение культурного и исторического наследия мира, причем наиболее качественным и эффективным образом, который не потребовал бы повторного сканирования и обработки изображений с появлением новых технических средств и новых потребностей. Программное обеспечение позволяет тестировать оцифрованные изображения на предмет соответствия принципам, установленным в руководстве. Такая автоматизация открывает путь к не просто массовой, но качественной массовой оцифровке.

 

Семинар
«Современное профессиональное образование: роль библиотек»
Вашингтон, округ Колумбия

 

Сессия 2 семинара «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» прошла 12 октября 2012 г. на базе и при организационном участии Американских советов по международному образованию. С приветствием выступили г-жа Лиса Чоут (Lisa Choate), вице-президент Американских советов по международному образованию, Вашингтон, округ Колумбия, США, и Я.Л. Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ России. Специалисты ГПНТБ России принимали самое непосредственное участие в подготовке и проведении данной сессии.
Подробный доклад о программах обмена, реализуемых Американскими советами по международному образованию, сделала Лиса Чоут. Программа «FLEX» предоставляет российским старшеклассникам возможность в течение учебного года жить в США и учиться в американской средней школе. Участники программы смогут познакомиться со всем разнообразием аспектов культурной жизни США, а также познакомить американцев с Россией. Основная цель программы «ЭВРИКА» - оказать содействие российским национальным исследовательским университетам в сфере интеграции академических программ с научно-исследовательской и предпринимательской деятельностью, в организации прикладных исследований и последующей коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной или доработанной в университете.
Программа «Открытый мир» предоставляет возможность российским специалистам в различных областях деятельности (управление, экономика, образование, здравоохранение, культура и др.) посетить США с краткосрочным визитом для установления профессиональных контактов и обмена опытом и идеями с американскими коллегами по актуальным вопросам развития общества. О новых проектах российских библиотек по поддержке современного образования рассказал Я.Л. Шрайберг. Опытом проведения первой обменной программы студентов библиотечных специальностей поделилась Елена Лакерт (Elena Luckert), руководитель отдела по гуманитарным и социальным наукам библиотеки Мэрилендского университета. Группа студентов университета отправилась летом в Санкт-Петербург изучать библиотечное дело в России, причем программа была разработана, подготовлена и выполнена с большой тщательностью. Помощь в организации данной программы университету оказал Международный библиотечный, информационный и аналитический центр и ГПНТБ России. Мы надеемся, что программа будет распространена на Москву и другие города России.
Чрезвычайно интересный, скорее теоретический, нежели практический доклад сделал президент библиотеки им. Фергюсона (Стэмфорд, штат Коннектикут) Эрнест Ди Маттиа (Ernest Di Mattia). Он рассмотрел влияние электронных книг на традиционное библиотечное обслуживание и затронул такие вопросы, как бизнес-модели электронных книг, доступность книг в библиотеках, переход пользователей к электронным версиям, ограничения компаний-производителей на выдачу электронных книг в библиотеках, вопрос учета электронных книг при разработке политики развития фондов библиотеки, проблемы лицензирования.
Необходимо учитывать, что компании - производители электронных книг отслеживают привычки и поведение пользователей, собирая информацию о том, как быстро, когда и что читают люди, какие ключевые слова используют для поиска книг, дочитывают ли выбранную книгу до конца, читают ли вступление и т.п.
Чтение электронных книг, в отличие от бумажных, становится квазипубличным актом, и можно сказать, что не только мы читаем электронные книги, но и они читают нас.
Директор «Дома Гоголя» В.П. Викулова рассказала о новых и интересных формах работы с читателями и специалистами в мемориальном музее и научной библиотеке «Дом Гоголя».
В последовавшей за докладами дискуссии приняла участие практически вся аудитория. На семинаре присутствовали представители Посольства РФ в Вашингтоне, Российского культурного центра, организаций, работающих в области российско-американского сотрудничества, таких как Американские советы по международному образованию, центр «Русский мир», специалисты в области научно-технической информации, представители русскоязычной диаспоры района Большого Вашингтона. Все они приняли участие в профессиональной дискуссии, которая всегда завязывается по завершении вашингтонской сессии нашего семинара.

 

 

Мероприятия программы в университете Калифорнии в Лос-Анджелесе

  

Один из крупнейших университетов штата был учрежден в 1919 году губернатором Калифорнии Уильямом Стивенсоном и 15 сентября 1919 года открыл свои двери для первых полутора тысяч студентов. В настоящее время в университете обучается свыше 38 тысяч студентов и аспирантов, университетский городок состоит из 174 зданий, расположенных на 419 акрах земли (район Вествуд Вилладж в Лос-Анджелесе) и находится в 5 милях от тихоокеанского побережья. Университетский колледж по искусству, журналистике и наукам и 11 профессиональных школ (в том числе школа по искусству и архитектуре, стоматологическая школа, школа по педагогике и информатике, школа по инженерным и прикладным наукам, школа правоведения, школа управления, школа медицины, школа общественного здравоохранения и др.) предлагают широкий круг учебных и научно-исследовательских программ. Среди выпускников университета девять нобелевских лауреатов.

 

IMG 2690

 

Директор библиотек Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе Гари Стронг рассказывает о нововведениях в библиотеке

 

В университете Калифорнии нас ждала обширная и насыщенная программа. Состоялся полнодневный семинар «Цифровые ресурсы в современных образовательных технологиях», а также знакомство с научной библиотекой им. Ч. Янга и Центром европейских и евразийских исследований. Нас приветствовал Гари Стронг (Gary Strong), директор библиотек Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, который сам познакомил нас с возглавляемой им системой библиотек и с самыми новыми своими идеями и проектами. Библиотеки университета распределены по кампусу и обслуживают все программы обучения и научных исследований, ведущиеся в университете. Университетская библиотечная сеть объединяет 12 факультетских и ряд других университетских библиотек, общий книжный фонд – свыше 9 млн. книг и несколько тысяч периодических изданий. Студенты, преподаватели и научные сотрудники университета имеют возможность пользоваться университетскими каталогами, книгами, журналами, архивами, аудиовизуальными материалами, корпоративными отчетами, правительственными публикациями, рукописями, картами, микроносителями, материалами так называемой «устной истории», фотографиями, техническими отчетами, полнотекстовыми базами данных статей и электронных журналов. Университет обеспечивает доступ к Всемирному каталогу WorldCat (OCLC), обширной коллекции справочных материалов. В сеть университетских библиотек входят библиотека по искусству, биомедицинская, юридическая, музыкальная, менеджмента, ресурсов по Восточной Азии, научно-исследовательская, научно-техническая и другие.
Очевидно, что на знакомство с ними потребовались бы месяцы, но во время данного посещения мы сосредоточились на проекте Research Commons, осуществленном в научно-исследовательской библиотеке им. Ч. Янга. Research Commons представляет собой общее открытое пространство для работы студентов, как индивидуальной, так и групповой, в максимальной комфортной для них среде, казалось бы, домашней и расслабленной, но в то же время оснащенной по последнему слову всей необходимой вычислительной, презентационной, аудио и визуальной техникой.
Открытое пространство содержит двадцать «стручков» (pods), оборудованных большими жидкокристаллическими экранами с синхронным входом для ноутбуков и мобильных устройств и аудиосистемой. «Стручки» спроектированы для занятий по междисциплинарным исследованиям, таким как научные группы, собрания, семинары, классы, они также идеальны для открытого обсуждения проектов, в котором могут участвовать не только члены группы, но и все желающие. В каждом «стручке» в зависимости от конфигурации помещаются от шести до двенадцати человек, и помимо функциональности, они обладают привлекательным дизайном.

 

 IMG 2663

 

 

Первый этаж библиотеки отдан под групповые занятия студентов

 

В библиотеке также имеется пятнадцать изолированных комнат для групповой работы, каждая из которых вмещает от двух до шести человек. Часть из них предназначена для тихой работы, а десять оборудованы жидкокристаллическими экранами с входами от ноутбуков и мобильных устройств. Зарезервировать их могут преподаватели, студенты последнего и предпоследнего года обучения и сотрудники. Они также могут взять в библиотеке на время ноутбуки с возможностью загрузки Mac или Windows по выбору и с программным обеспечением, которое готово к работе с беспроводной сетью университета. В библиотеке подрабатывают студенты университета, и они могут помочь с организацией работы и оборудованием в «стручках» и комнатах для групповой работы.
Конференц-зал, также расположенный на первом этаже библиотеки, оборудован передвижной мебелью, 24 ноутбуками, вмонтированным в потолок проектором и экраном, интерактивной доской, проигрывателем DVD Blu-и ray, камерой для просмотра документов, рабочей станцией преподавателя/инструктора с микрофоном. Отдельно имеется лаборатория цифрового культурного наследия – открытое пространство, предназначенное для проектов визуализации с использованием карт и видеоизображений и центральным экраном высокого разрешения. Еще одна особенность библиотеки - цифровой хаб, включающий четыре мощные рабочие станции с большими экранами и другой техникой. Преподаватели университета с удовольствием используют возможности библиотеки для проведения занятий, а студенты пользуются ими при работе над проектами.
Центр европейских и евразийских исследований (UCLA Center for European and Eurasian Studies) является одним из центров национальных ресурсов Департамента образования. В нем ученым и студентам предоставляются информационные ресурсы по европейскому региону и широкому кругу дисциплин. Центр способствует повышению качества обучения и исследований, привлекая ведущих специалистов из Западной, Центральной и Восточной Европы, включая Россию, образовательные учреждения и библиотеки и поощряя межстрановые и междисциплинарные исследования по социальным и гуманитарным наукам.
Но самым главным мероприятием программы в университете Калифорнии в Лос-Анджелесе был семинар «Цифровые ресурсы в современных образовательных технологиях», явившийся третьей сессией ежегодного международного семинара «Электронные ресурсы и международный информационный обмен: Восток-Запад». Гари Стронг, директор библиотек и Зои Боровски (Zoe Borovsky), библиотекарь цифровых фондов, рассказали о теории и практической реализации идеи Research Commons. Административные вопросы развития цифровых ресурсов библиотеки были затронуты во времы беседы с заместителем директора библиотек Сюзан Паркер (Susan Parker) и помощником директора Тоддом Граппоне (Todd Grappone).
Директор Центра по гуманитарным исследованиям в цифровом формате Аннель Рагг (Annelle Rugg) рассказала о новом виде преподавания с использованием исключительно цифровых ресурсов – трехмерных миров, графических сред, которые визуализируют предмет изучения в преподавании истории, культуры, в т.ч. архитектуры и других дисциплин. Цифровая эпоха, которая, среди прочего, характеризуется базирующимися в вебе средствами информации, массивным архивированием данных, социальными сетями, технологиями построения цифровых карт и сред визуализации, а также облачным программированием, принесла с собой трансформации, которые значительно превосходят часто упоминаемую революцию, вызванную изобретением печатного станка. Возможности создания, анализа и распространения знаний в нашу эпоху стали почти безграничными. В Центре изучается культурный и социальный аспект новых медийных и информационных технологий и их применение для решения культурных, социальных, исторических и филологических вопросов, как традиционно задаваемых, так и появившихся только с появлением этих технологий.
В ходе семинара мы также ознакомились с некоторыми проектами оцифровки редких и ценных коллекций библиотек университета. Хэзер Бристон (Heather Briston) и Дженнифер Уэйнтрауб (Jennifer Weintraub) рассказали об оцифровке старых карт и видов городов - проект, имеющий большую историческую ценность. Дэвид Макфадьен (David MacFadyen), профессор сравнительной литературы и музыковедения Университета Калифорнии, представил замечательный проект «Вдали от Москвы» (Far from Moscow) – ресурс для продвижения, каталогизации и знакомства с новой музыкой из России, Украины, Беларуси и стран Балтии, т.е. десяти временных зон. Ресурс создан и поддерживается исключительно благодаря энтузиазму профессора Макфадьена, который работает над ним практически круглосуточно и без выходных, постоянно обновляя и добавляя записи лучших музыкальных коллективов и составляя рецензии. Университет Калифорнии предоставил свой сервер для хранения аудиозаписей. Адрес ресурса «Вдали от Москвы» - http://www.farfrommoscow.com/.
Маркус Левитт (Marcus Levitt), профессор славянских языков и литературы Университета Южной Калифорнии, специально приехавший на наш семинар, рассказал об оцифрованном ресурсе русских сатирических дореволюционных журналов, волею судеб оказавшихся в фондах его университета. Они были созданы во время всплеска революционных настроений 1905-1907 гг. Собрание журналов оцифровано, доступно в онлайне и сопровождается базой данных, содержащей подробную информацию о содержании журналов, их авторах и издателях, а также о культурно-историческом контексте эпохи. Журналы представляют собой результат сотрудничества лучших художников, писателей и иллюстраторов эпохи, таких как Леонид Андреев, Леон Бакст, Александр Бенуа, Иван Билибин, Иван Бунин, Максим Горький, Борис Кустодиев, Леонид Пастернак, Федор Сологуб, Константин Сомов, Корней Чуковский и другие. Интерес зарубежных специалистов к российской культуре и истории поразителен, глубок и вызывает чувство благодарности.

 

 

Мероприятия программы в Стэнфордском университете

 

Сотрудники ГПНТБ России Я.Л. Шрайберг, В.С. Лекомцев и М.В. Гончаров посетили Стэнфордский университет, ознакомились с его библиотекой и приняли участие в переговорах с его сотрудником Натаном Бирманом (Nathan Birman). В 2006 г. была объявлена долгосрочная программа трансформации Стэнфордского университета, основанная на достижении целей высококачественного здравоохранения, окружающей среды, устойчивости, международного мира и стабильности, междисциплинарных исследований, совершенствования образования на всех уровнях (Stanford Challenge). Безусловно, заявленная программа должна преобразовать и деятельность библиотеки университета, которая рассматривается как собственно библиотека, как вычислительный центр для образовательного процесса и центр издательской деятельности. Темп инноваций и интеллектуального роста, происходящий на кампусе университета и за его стенами, т.е. в Силиконовой долине, мотивирует библиотеку к достижению наиболее передового профессионального уровня. Фонды библиотеки расширяются. Издательство электронных журналов HighWire Press, подразделение библиотек Стэнфордского университета, предоставляет хостинг пяти из шести лучших в мире онлайновых журналов по медицине, а также тысяче других важнейших журналов, содержащих результаты научных исследований. Издательство Stanford University Press печатает педагогическую литературу и исследования в области образования, ведущиеся в образовательном центре университета.
Параллельно с такими важными проектами оцифровки, как Google Books, библиотека уделяет серьезное внимание сбору и построению других форм цифровых коллекций, служащих интересам студентов и преподавателей. В частности, недавно стала общедоступной фотографическая коллекция по истории Силиконовой долины.
Одно из многочисленных направлений деятельности библиотеки Стэнфордского университета – прояснение закона об авторском праве, который стал насущным вопросом в наше время, когда частные компании и библиотеки стремятся сделать доступными произведения, находящиеся в общественном достоянии. В апреле 2013 г. библиотеки Стэнфордского университета выпустили базу данных по обновлениям авторского права, прозванную «Детерминатор права». В базе данных воедино собраны все записи об обновлении авторского права на книги в США за период 1923-1963 гг. и реализована возможность поиска записей, которые ранее были доступны только в печатном формате. База данных может быть интегрирована в более крупные системы и использована для анализа статуса авторского права.
В библиотеках функционируют компьютерные кластеры, предоставляющие большой спектр программного обеспечения, в то время как студенты, специализирующиеся на информационных технологиях, оказывают консультативную помощь. Так как профиль библиотек становится все более цифровым, академический вычислительный отдел обеспечивает формирование и функционирование цифровых ресурсов библиотеки, включая оцифровку, проектирование метаданных, спецификацию и генерацию, цифровую сохранность, доступ через онлайновый поиск и общее управление цифровыми материалами.
Научная библиотека и отдел карт оказывают помощь в использовании географических распределенных систем (ГИС). ГИС широко используются на кампусе сотрудниками и студентами в таких областях, как эпидемиология, науки о Земле, археология, антропология, бизнес, городское планирование, техника и консервационная биология.
Искусство играет центральную роль в обучении студентов креативному мышлению, и согласно этой концепции, библиотека расширяет свои ресурсы, иллюстрирующие богатство человеческой культуры, от книжных зарисовок до джаза.

 

 

Мероприятия программы в библиотеке им. Суззало-Аллена университета штата Вашингтон

 

Университет штата Вашингтон в г. Сиэтл одновременно и похож на другие ведущие американские университеты, и отличается от них. Большое влияние на его становление и развитие оказывает близость мощность высокотехнологичных компаний Microsoft и Amazon. По данным компании Bloomberg, самым инновационным штатом в США является не Калифорния со Стэнфордским университетом и компанией Google, а именно Вашингтон, где базируются другие IT-гиганты, прежде всего Microsoft и Amazon, но также Aldus Corp. (производитель программного обеспечения для компьютерной верстки PageMaker), интернет-компании Zillow и Expedia и многие другие. Именно в штате Вашингтон, известном своими дождями и облаками, родилось современное компьютерное понятие «облака».
Фонд Билла и Мелинды Гейтс спонсирует кафедру компьютерных и инженерных наук университета Вашингтон. Библиотека им. Суззало, которой требовалось расширение, благодаря сооснователю Microsoft Полу Аллену получила новое крыло, и по просьбе спонсора ему было присвоено имя отца Пола, библиотекаря Кеннета Аллена.

 

Публичный Вашингтонский университет основан в Сиэтле в 1861 году при поддержке администрации штата Вашингтон. По числу студентов (около 43 тысяч) и операционным расходам и бюджету на исследования (7200 млн долларов, 2012 г.) является крупнейшим на северо-западе США. Бюджет пополняется благодаря частным пожертвованиям, финансированию штата, также университет является крупнейшим получателем федерального финансирования среди публичных университетов и вторым среди публичных и частных университетов. По состоянию на 2008 год восемь выпускников Вашингтонского университета были удостоены Нобелевской премии. В академическом рейтинге университетов мира он занимает 16-е место (2008 г.) и уровень образования в нем сопоставим с лучшими университетами из престижной «Лиги плюща». Медицинская школа университета является одной из ведущих в мире. Библиотечная система является 18-й по размеру в США и содержит в своих фондах 7,5 млн единиц хранения, в том числе более 2 млн печатных изданий. Ассоциация исследовательских библиотек год от года присваивает ей высокие рейтинги, от пятого до пятнадцатого в масштабах страны. Что касается электронных изданий, то в связи с их высокой стоимостью университет вступил в консорциум наряду с 37 другими университетскими библиотеками, так что все члены консорциума получают право совместного использования электронных книг. В университете Вашингтона базируется телевизионный канал Research Channel, имеющий целью распространение результатов исследований, выполняемых образовательными и научными учреждениями. Преподаватели ежедневно выступают в библиотеке перед студентами, рассказывая о предмете и методе научных исследований. Идея Research Commons из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе распространилась и на университет Вашингтона и воплотилась как Digital Commons – открытое пространство, комфортное и высокотехнологичное, обладающее удобным доступом ко всем ресурсам библиотеки и стимулирующее научную мысль.

 Библиотеку им. Суззало и Аллена посетили сотрудники ГПНТБ России Я.Л. Шрайберг, В.С. Лекомцев, К.Ю. Волкова и М.В. Гончаров. Прошла встреча с Майклом Биггинсом (Michael Biggins), руководителем славянского и восточноевропейского отдела библиотеки, профессором славянских языков и славянской литературы. Удивительно, но в университете Вашингтона, в таком, казалось бы, удаленном уголке США, активно изучают славянские языки (русский, украинский, хорватский, сербский, болгарский, чешский, польский, румынский и словенский), языки народов Прибалтики.

Диплом знания языка повышает квалификацию специалистов, которые планируют работать в сфере юриспруденции, международных отношений, административного права и государственной политики, медицины, образования, журналистики, изобразительных искусств и кинематографа. Соответственно силен и славянский отдел библиотеки. В университете работает центр славянских, восточно-европейских и евроазиатских исследований, специалисты которого обладают высочайшим профессиональным уровнем, участвуют в работе Ассоциации библиотекарей-специалистов по славянским, восточно-европейским и евроазиатским исследованиям (Association for Slavic, East European, and Eurasian Studies, бывшая Американская ассоциация продвижения славянских исследований). Очень важно было посетить университет Вашингтона ради установления новых контактов и рассказа о достижениях российских библиотек.
Мы рассчитываем на участие представителей славянского отдела университета в наших международных конференциях и иных мероприятиях.

 

Заключение

 

В ходе участия делегации ГПНТБ России в ежегодных профессиональных библиотечно-информационных мероприятиях «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США» все участники этой программы повысили свою квалификацию, установили новые профессиональные связи, обменялись опытом с американскими коллегами, сравнили состояние и стратегии развития библиотечно-информационных технологий в наших странах.
Одним из главных результатов поездки можно считать успешное выступление с докладом «Новые проекты российских библиотек для поддержки современного образования» генерального директора ГПНТБ России Шрайберга Я.Л. на второй сессии семинара. Ведущие американские университеты и библиотеки получили представление о проектах, ведущихся российскими библиотеками, и об их успехах. Были установлены новые профессиональные контакты. Все участники, успешно выполнившие программу повышения квалификации в рамках библиотечно-информационных мероприятий «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США», получили образовательные сертификаты Американских советов по международному образованию и Международного библиотечного, информационного и аналитического центра, свидетельствующие о повышении квалификации. Получен целый ряд информационных материалов, освещающих деятельность крупнейших библиотек, университетов, учреждений и компаний США. В ходе встреч, бесед, переговоров с ведущими специалистами библиотечно-информационного и образовательного профиля были обсуждены возможности совместной организации круглых столов, семинаров на Конференции «Крым» и других мероприятиях, проводимых ГПНТБ России. Были распространены информационные письма и приглашения на международную конференцию «Крым-2013», диски с материалами конференции «Крым-2012», брошюры и другие печатные и электронные издания ГПНТБ России, материалы, отражающие историю и развитие российской науки. Результаты командировки были доложены Генеральным директором ГПНТБ России на Ученом совете.

 


                                                       ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО И ПРИГЛАШЕНИЕ

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИИ


 "АМЕРИКА 2012: БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО, ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В США"


Нью-Йорк - Вашингтон - Лос-Анджелес
7-17 октября 2012 г.


Международный библиотечный, информационный и аналитический центр и ГПНТБ России организуют выезд группы руководителей и специалистов библиотечно-информационного, образовательного и смежного профиля в Соединённые Штаты Америки для участия в ежегодном, уже 14-м международном семинаре «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток - Запад».

Международный семинар и иные мероприятия программы повышения квалификации библиотечно-информационных специалистов «Америка-2012» предоставят Вам возможность ознакомиться с инновационными проектами использования информационных технологий, новейшими тенденциями в сфере библиотечного дела и образования. В условиях стремительно развивающихся цифровых технологий и меняющегося общества каждый год мы предлагаем Вам узнать о достижениях крупнейших библиотек, университетов и лучших компаний США по специально разработанной для группы программе.

 Программа мероприятий

7 октября

воскресенье

Нью-Йорк

Вылет из Москвы в Нью-Йорк. Прилет, трансфер и размещение в гостинице в центре Манхэттэна.

8 октября

понедельник

Нью-Йорк

Знакомство с музеями Манхэттена.

9 октября

вторник

Нью-Йорк

Профессиональный  визит в библиотеку Колумбийского университета

10 октября

 среда

Нью-Джерси

Переезд из Нью-Йорка на автобусе в штат Нью-Джерси. Посещение университета Ситон Холл, где находится "Русская библиотека в Америке" (проект ГПНТБ России и МБИАЦ). Саус-Оранж, Нью-Джерси.

14-й Международный семинар “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад”. Сессия 1.
Круглый стол в Публичной библиотеке Принстона и библиотеке Файерстоуна Принстонского университета.
Принстон, штат Нью-Джерси.
Переезд в Вашингтон, округ Колумбия. Размещение в гостинице

11 октября

четверг

Вашингтон

Специальная программа в Библиотеке Когресса США: "Новейшие цифровые проекты и развитие веб-сайта Библиотеки Конгресса США". Вашингтон, округ Колумбия

12 октября

пятница

Вашингтон

14-й Международный семинар “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад”. Сессия 2 “
"Современное профессиональное образование: роль библиотек"
Место проведения: Американские советы по международному образованию. Вашингтон, округ Колумбия

13 октября

суббота

Лос-Анджелес

Перелет из Вашингтона в Лос-Анджелес, штат  Калифорния. Размещение в гостинице

14 октября

воскресенье

Лос-Анджелес

Знакомство с достопримечательностями Лос-Анджелеса.

15 октября

понедельник

Лос-Анджелес

14-й Международный семинар "Электронные ресурсы и международный обмен: Восток - Запад" Сессия 3.
"Цифровые ресурсы в современных образовательных технологиях". Место проведения: Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе

16 октября

вторник

Лос-Анджелес

Дополнительная  профессиональная программа в районе Большого Лос-Анджелеса

17 октября

среда

 

Вылет из Лос-Анджелеса прямым авиарейсом в Москву (прибытие в Москву 18 октября)

 

 Успешно прошедшие программу повышения квалификации в библиотеках и университетах США получают международный сертификат. Церемония вручения сертификатов проводится на ближайшей после окончания семинара Крымской конференции

 

Контактная информация:

Волкова Ксения Юрьевна

Телефон:+7 (495) 621-2490

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.